Л.И. Филинова

СЕЛЬСКИЕ ХРАМЫ ЗЕМЛИ КОЗЕЛЬСКОЙ


-
Березичи. Храм в честь свт. Николая Чудотворца.
- Бурнашево. Храм в честь Святой Троицы.
- Волконское. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с приписанным храмом в честь вмч. Димитрия Солунского в селе Булатове.
- Волосово-Звегино. Храм в честь Пресвятой Троицы. (Волосово-Звягино)
- Вырск. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы
- Гонилово. Храм в честь Пресвятой Троицы.
- Губино. Храм в честь Иоанна Предтечи.
- Ивановское. Храм в честь св. ап. и ев. Иоанна Богослова.
- Ильинское. Храм в честь Илии Пророка.
- Истик, Косынь тож. Храм в честь Успения Божией Матери. (Сенино)
- Клыково. Храм в честь Спаса Нерукотворного.
- Коробки. Храм в честь св. вмч. Никиты.
- Костешово. Храм в честь свт. Николая Чудотворца. (Костяшово)
- Куровское. Храм в честь Знаменской иконы Божией Матери.
- Курыничи. Храм в честь Спаса Нерукотворного.
- Матчино. Храм в честь св. вмч. Варвары.
- Меренищи. Храм в честь Иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» с приписанной церковью Чудотворца и Святителя Николая в селе Рубцах.
- Нижние Прыски. Храм в честь Преображения Господня.
- Озерское. Храм в честь Успения Божией Матери.
- Павлово. Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
- Покровское. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. (Покровск)
- Полошково. Храм в честь Николая Чудотворца. (Покровск)
- Попелево. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. (Покровск)
- Пронино (Богородское). Храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
- Фроловское. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приписанным храмом Афанасьевским, что в селе Панютино.
- Хозцы. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
- Хлыстово. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы и приписанный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы, что в селе Дракуны.
- Чернышено. Храм в честь свв. Бориса и Глеба. (Чернышино)


 

Курыничи. Храм в честь Спаса Нерукотворного.

Курыничи, в 20 верстах от Перемышля, было центром Курыничской волости Перемышльского уезда, ныне деревня находится на территории Каменского сельсовета Козельского района.

В 1782 году принадлежало Анне Васильевне Давыдовой. В 83 дворах проживало 173 мужчины и 188 женщин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы и дом господский были деревянные, при доме нерегулярный сад. Церковь была построена в 1733 году тщанием господ Давыдовых, а 2 марта 1826 года сгорела. В то время в приходе было 96 дворов: 45 дворов (172 души мужского пола) в селе Курыничи принадлежали генеральше Марии Михайловне Шульгиной, 1 двор дворовых людей (2 души мужского пола) и 4 двора крестьян (13 душ мужского пола) в сельце Аграфенки принадлежали помещику Павлу Булгакову, в том же сельце Его Преосвященству Никите Козмичу Омельяненко принадлежали 12 крестьянских дворов (душ мужского пола 62) и в деревне Сикирки бригадиру Петру Ивановичу Самарину принадлежало 34 двора крестьян (125 душ мужского пола).

В 1859 году в селе было 29 дворов, 116 мужчин и 119 женщин. К 1893 году мужчин стало 110, а женщин – 137.

В «Калужских епархиальных ведомостях» №8 за 1900 год есть статья дьякона Д. Никольского «Образ Христа Спасителя в с. Курыничах Перемышльского уезда»:

«В иконостасе главного храма села Курыничей по правую сторону царских врат находится старинный образ Христа Спасителя.

История появления старинного образа Спасителя в Курыничском храме малоизвестна. Существуют предания, что он принесен в Курыничи одним из родичей Курыничских помещиков Шульгиных. Благодаря благочестивым заботам тех же Шульгиных Курыничи в настоящее время имеют каменный довольно вместительный, о трех престолах храм, посвященный Всемилостивому Спасу.

В главном алтаре этого храма на правой стороне сохранилась храмосозданная грамота за подписью Преосвященного Гавриила. Этой грамотой разрешается генерал-майорше Шульгиной на своей усадьбе в селе Курыничи соорудить в 1828 году каменный храм в честь и славу Господа Бога, Спаса нашего Иисуса Христа – вместо сгоревшего в том году деревянного храма.

От сгоревшего в селе Курыничи деревянного храма сохранилось, кроме Образа Спасителя, евангелие, напечатанное при патриархе Андриане.

Курыничский образ Спасителя чествуется не только прихожанами села Курыничи, но известен и за пределами прихода. Ежегодно некоторые села и деревни берут образ, служат молебны и обносят его с крестным ходом вокруг своих жилищ».

Об этой иконе см. также выше статью о селе Клыково Козельского уезда.

В «Ведомости о церкви Спасской Перемышльского уезда Калужской епархии села Курынич» за 1915 год сказано, что церковь с каменной оградой была построена в 1830 году вдовой генерал-губернатора Петрограда Марией Михайловной Шульгиной. Церковь каменная, вся теплая, отапливалась духовой печью. Каменные же были колокольня, церковная сторожка и ограда вокруг церкви.

Церковь трехпрестольная:

•  во имя Всемилостивого Спаса Избавителя,

•  в честь Рождества Пресвятой Богородицы,

•  в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Была часовня каменная, находилась в сельце Богородицком, построенная на месте бывшего там храма Успения Пресвятой Богородицы.

При храме имелась библиотека на 95 томов книг для чтения.

Приход кроме села Курыничи (43 двора) состоял еще из 5 деревень: Сикирки (65 дворов), Богородицкое (51 двор), Петрищенки (33 двора), Окатово (36 дворов) и Аграфеновка (41 двор). Всего было 269 дворов, прихожан 841 мужского пола и 921 женского пола.

В приходе были школы:

•  земская в селе Курыничи, в ней в 1915 году обучалось 55 мальчиков и 15 девочек,

•  церковноприходская школа в Богородицком, в ней в 1915 году обучалось 25 мальчиков и 10 девочек, помещалась в собственном доме.

Ближайшие церкви: на востоке Успенская в селе Озерском в 8 верстах, на западе Тихвинская в селе Акулове в 7 верстах, на севере Знаменская в селе Куров ском в 7 верстах и на юге Троицкая церковь в селе Бурнашеве в 8 верстах.

Храм сохранился, внутри остались фрагменты настенных росписей, вполне подлежит восстановлению.

 


   Матчино. Храм в честь св. вмч. Варвары.

Матчино, в 12 верстах от Козельска, входило в состав Каменской волости Козельского уезда, ныне село находится на территории Дешовского сельсовета Козельского района.

В 1782 году село принадлежало Марии Родионовне (Иродионовне) Кошелевой, в бесспорном владении. В то время в селе было 54 двора, 203 мужчины и 205 женщин. Церковь Великомученицы Варвары была каменной, а дом господский – деревянный, при доме плодовый сад. В 1859 году в селе был 61 двор, 252 мужчины и 236 женщин. В 1903 году стало 338 мужчин и 330 женщин.

В книге М.Т. Преображенского «Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии» читаем о Варваринской церкви села Матчина:

«Каменная одноглавая церковь с трапезой, двумя приделами и колокольней; основана в 1700 году М.И. Кошелевой. Длиною 9 саженей, шириною 5 саженей 2 аршина. Иконостас новый в шесть ярусов, в алтаре над престолом резная сень из дерева с шатровым верхом, увенчанным главкою и крестом».

В «Ведомости о церкви Варваринской состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Матчине» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такой же колокольней в одной связи построена в 1700 году Марией Иродионовной Кошелевой, а трапезная в 1849 году тщанием прихожан.

Престолов было три:

•  во имя св. вмч. Варвары,

•  во имя св. вмч. Георгия,

•  во имя мчч. Флора и Лавра.

В церковной библиотеке находилось 53 экземпляра книг.

Приход: село Матчино(118 дворов) и сельцо Гришинское (102 двора), деревня Панково (29 дворов), Челеево (14дворов), 4 двора на хуторе села Матчино и 1 двор в сельце Звягино. Всего в приходе было 268 крестьянских хозяйств, 784 мужчины и 869 женщин.

В приходе были школы:

•  земская в селе Матчине,

•  церковноприходская в Гришинском, помещалась в доме собственном, в 1915 году в школе обучалось 30 мальчиков и 18 девочек.

Ближайшие церкви: в селе Ивановском Иоанно-Богословская в 4 верстах, в селе Меренищи Скорбященская в 4 верстах, в селе Каменка Николаевская в 5 верстах.

Сейчас от церкви осталась только колокольня.


 

Меренищи. Храм в честь Иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» с приписанной церковью Чудотворца и Святителя Николая в селе Рубцах.

Меренищи, в 16 верстах от Козельска, было центром одноименной волости Козельского уезда, сейчас в селе нет постоянных жителей, территориально принадлежит Козельскому району. В начале века название села писалось и Меренищи, и Моренищи.

В 1782 году село принадлежало княжне Марье Александровне Долгоруковой, Настасье Ивановне Камыниной, Денису Ивановичу Чичерину, Николаю Ивановичу, Ивану Ивановичу, Андреяну Алексеевичу Шепелевым. В то время было 18 дворов, 99 мужчин и 100 женщин. В селе была каменная церковь Святого Пророка Илии, два деревянных господских дома с плодовыми садами.

В 1859 году в селе было 24 двора, 87 мужчин и 105 женщин. К 1903 году в селе проживало 125 мужчин и 138 женщин.

В «Описи церковных памятников Калужской губернии» читаем, что церковь «Всех скорбящих Божьей Матери, каменная одноэтажная с каменною колокольнею, сооружена в 1750 г.» Упоминается «явленная (на дубу) икона Божией Матери».

В «Ведомости о церкви Скорбященской состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Моренищах» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такой же колокольней в одной связи построена неизвестно в каком году прихожанами. Еще были церковная сторожка, помещавшаяся под колокольней и сарай для дров.

Престолов было пять:

•  в честь Иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость»,

•  во имя Пророка Илии,

•  во имя свт. Николая Чудотворца,

•  во имя Афанасия Епископа Александрийского,

•  в честь Казанской иконы Божией Матери.

Церковная библиотека – 92 тома.

Приход: село Моренищи (52 двора) и деревня Глупеево (40 дворов), сельцо Грецкое (16 дворов), деревня Криуша (24 двора), сельцо Немысино (42 двора), сельцо Славышино (55 дворов), деревня Стародынка (18 дворов), село Рубцы (54 двора) и деревня Шемякино (43 двора). Всего в приходе было 344 хозяйства, 1193 души мужского пола, 1262 – женского.

В приходе было 3 земских школы:

•  в селе Моренищи, учрежденная в 1868 году,

•  в сельце Славышине, учрежденная в 1905 году,

•  в селе Рубцы, учрежденная в 1911 году.

Церковноприходской школы не было.

Ближайшие церкви: в селе Рубцы Николаевская приписанная в 3,5 верстах и в селе Матчине Варваринская в 3 верстах.

Закрыта церковь в 1931 году. В справке за 1962 год написано: «На учете памятников архитектуры не состоит, можно использовать под склад при проведении ремонта».

Сохранился остов церкви среди яблоневых садов.

 

К Скорбященской церкви села Моренищи была приписана Николаевская церковь, находящаяся в селе Рубцы.

Село Рубцы, в 12 верстах от Козельска, входило в состав Меренищенской волости Козельского уезда, ныне деревня находится на территории Волконского сельсовета Козельского района.

В 1782 году село принадлежало Анне Андреевне Вердеревской и Петру Ивановичу Ионину. В селе было 18 дворов, 98 мужчин и 108 женщин. Имелись деревянные церковь Николая Чудотворца и господский дом. В 1859 году в селе было 16 дворов, 81 мужчина и 102 женщины. К 1903 году стало 139 мужчин и 163 женщины, имелась церковноприходская школа.

В «Материалах для географии…» указан год построения церкви 1777-й.

В «Ведомости о церкви Николаевской состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Рубцах» за 1915 год сказано, что деревянная церковь с такой же колокольней в одной связи построена неизвестно в каком году прихожанами. С колокольни за ее ветхость были сняты колокола и привешены в устроенной отдельно от церкви звоннице.

Церковь была однопрестольная – во имя свт. Николая Чудотворца.

Метрические книги с 1861 года велись отдельно, а с 1871 года вместе с моренищенскими, хранились в церковном архиве села Моренищ.

Ближайшая церковь – Моренищенская.

Церковь села Рубцы ныне относится к утраченным храмам Козельского района.

 

Нижние Прыски . Храм в честь Преображения Господня.

Нижние Прыски, в 7 верстах от Козельска, было центром одноименной волости Козельского уезда, ныне село находится на территории Нижнепрысковского сельсовета Козельского района.

В 1782 году село принадлежало девице Марье Николаевне Ртищевой и Петру Петровичу Камынину. В то время в селе было 48 дворов, 206 мужчин и 200 женщин. Церковь стояла на писцовой церковной земле, были дом господский каменный в 3 этажа с регулярным садом и конный завод.

В 1859 году в селе было 53 двора, 324 мужчины и 308 женщин. К 1903 году стало 507 мужчин и 524 женщины.

В «Ведомости о церкви Преображения состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Прысках» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такой же колокольней была построена в 1781 году помещиком Николаем Васильевичем Ртищевым.

Престолов было три:

•  главный в честь Преображения Господня,

•  правый придел во имя свт. Николая Чудотворца,

•  левый придел во имя вмч. Параскевы.

Церковная библиотека насчитывала 80 томов.

Приход: село Нижние Прыски (124 двора), сельцо Верхние Прыски (36 дворов), сельцо Потросово (94 двора), деревня Стенино (67 дворов), всего 321 двор. В приходе было 1445 прихожан мужского пола, 1590 – женского.

В приходе были школы:

•  церковноприходская женская в селе Нижние Прыски, учреждена в 1895 году, помещалась на втором этаже церковного дома,

•  церковноприходская смешанная в сельце Верхние Прыски, учреждена в 1891 году,

•  земская мужская в селе Нижние Прыски,

•  земская смешанная в деревне Потросово,

•  земская смешанная в деревне Стенино.

Ближайшие церкви: Николаевская в селе Полошкове в 6 верстах, Благовещенская в городе Козельске в 7 верстах и Введенская Оптина Пустынь в 3 верстах.

Храм из красного кирпича, оштукатурен и побелен, толщина стен больше метра. Под полом храма сложена огромная печь. На ее нагрев уходило по одному кубометру дров. Но зато, в специально проложенных дымоходах тепло сохранялось целую неделю, а теплый пол создавал уют и обеспечивал сохранность икон и настенных росписей.

В 1924 г. храм был закрыт. Каменную усадьбу Кашкиных разобрали в 1930-х гг.

Колхоз стал использовать здание церкви под склад зерна. В декабре 1943 г. по просьбе верующих храм был снова открыт. Но стены храма были покрыты слоем копоти от солдатской кухни, иконостасы порушены.

14 декабря 1943 года на службу в Преображенскую церковь села Нижние Прыски Козельского района (тогда Смоленской области) был назначен отец Сергий (в миру Сергей Георгиевич Шумилин).

Несмотря на трудности, с помощью Божией, отец Сергий восстанавливал храм, при этом не отстраняясь от служения Отечеству: в годы Великой Отечественной войны о. Сергий со своими прихожанами собрали 55 тысяч рублей на строительство танковой колонны «Дмитрий Донской». («Весть №2 от 16.03.2001).

Нынешний настоятель храма – протоирей Леонтий (Никифоров).

Храм восстанавливался потихоньку, в течение 15 лет. Местные жители жертвовали на храм стройматериалы, возвращали иконы. Николай Никифорович Беляев, учитель рисования и черчения, промывал и реставрировал настенную роспись, что было очень сложно, так как многие фрагменты росписей были утеряны. Племянник Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) доктор архитектуры Николай Петрович Никитин возглавил реставрационные работы и немало помог средствами восстанавливающемуся храму.

У стен храма есть маленький некрополь с мраморными памятниками господам Кашкиным. В годы лихолетья все захоронения возле храма были порушены: чугунные плиты сняты, мраморные памятники разбиты. К счастью, козельский краевед Василий Николаевич Сорокин имел план некрополя и данные о захоронениях Кашкиных. Согласно этому плану отец Леонтий вместе с Василием Николаевичем расставляли найденные надгробные памятники (один, из белого мрамора, нашли под соседним домом), сооружали кирпичные основания под них. Родственники Кашкиных приезжали в 1973 году, привезли памятную доску и установили ее возле храма. С.Н. Кашкин – последний владелец поместья в Нижних Прысках. Он умер в Калуге, похоронен в Прысках, а сын его Н.Н. Кашкин умер в Лозанне, погребен вначале в Женеве, а в 1910 году – на фамильном кладбище в Прысках.

За усердное и ревностное служение церкви Божией о. Леонтий удостоен многих наград и двух орденов Русской Православной церкви: ордена Преподобного Сергия I I I степени и ордена Преподобного Даниила Московского I I I степени.

.

  

Озерское. Храм в честь Успения Божией Матери.

Озерское, в 18 верстах от Перемышля, было центром Озерской волости Перемышльского уезда, ныне село находится на территории Подборского сельсовета Козельского района.

В 1782 году Озерское вместе с деревней Запрудной принадлежало Анне Яковлевне Языковой. Церковь располагалась на особо отмежеванной церковной земле. На Озерчанке был пруд и мучная мельница о двух поставах. Дом господский был деревянный, при нем нерегулярный сад.

В 1859 году в селе был 21 двор, 103 мужчины и 102 женщины. К 1893 году лиц мужского пола стало 106, женского – 113. В 1903 году жителей было 401 человек (197 мужчин и 204 женщины).

По «Ведомости о церкви Успенской Перемышльского уезда Калужской епархии в селе Озерске» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такою же колокольнею построена в 1750 г. бригадиром Языковым.

В «Материалах для географии...» 1830 год указан годом возобновления церкви в Озерском.

Церковь была четырехпрестольная:

•  в честь Успения Пресвятой Богородицы,

•  во имя свт. Чудотворца Николая,

•  во имя Иоанна Богослова,

•  в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости.

Церковная библиотека насчитывала 535 томов книг.

Приход: Озерское (46 дворов), Подборки (69 дворов), Запрудное (26 дворов), Нелюбовка (39 дворов), Васильевская (68 дворов), Каменка (161 двор), Шамордино (43 двора), Кулешовка (17 дворов), Феофиловка (13 дворов), Руднево (14 дворов), 8 дворов в Орлинской пустоши и 2 двора в Смагинской пустоши. Всего в приходе было 506 дворов, 1741 мужчин, 1897 женщин.

В приходе были земские школы:

•  в селе Озерске,

•  в деревне Нелюбовке,

•  в деревне Каменке (39 мальчиков и 25 девочек).

Церковноприходские школы помещались в доме Братства свт. Николая Чудотворца и в собственном доме. В 1915 году в них обучалось 37 мальчиков и 64 девочки.

Про Свято-Никольское братство в селе Озерском хотелось бы рассказать подробнее. В нем состояло 5 почетных пожизненных членов, 8 пожизненных, 18 почетных, 34 действительных и 46 членов соревнователей. Почетными пожизненными членами являлись знатные столичные жители, уроженцы здешнего края, вносившие ежегодно по 100 рублей на братскую деятельность. В Совет братства входили 12 человек: председатель (местный священник), казначей, делопроизводитель и 9 членов Совета. Братство содержало богадельню, помогало содержать церковный хор и 3 школы, на Пасху раздавало бедным муку, вело чтение по пчеловодству, содержало чайную и избу-читальню. В чайной, расположенной напротив кабака, чай продавался не по 5 копеек, как в кабаке, а по 3, чтобы селяне не пьянствовали. В избе-читальне была собрана библиотека в 1505 экземпляров, в том числе:

•  книг духовно-нравственного содержания – 594,

•  исторического – 112,

•  естественноисторического – 28,

•  медицинского – 35,

•  сельскохозяйственного – 200,

•  юридического – 30,

•  художественного – 432.

Выписывались журналы «Воскресный день, «Сельский вестник», «Душеполезное чтение», «Кормчий», «Калужские епархиальные ведомости». В избе-читальне, кроме того, ежедневно проходили чтения, состоявшие из трех частей: чтения жития дневного святого, изъяснения заповедей, беседы на религиозно-нравственные темы о расколах и сектах, о Святой земле – со «световыми картинами (слайдами)».

Ближайшие церкви: Воскресенская в селе Олопове в 4 верстах на восток, Знаменская в селе Куровском в 6 верстах на север, Троицкая в Шамординской Амвросиевской женской пустыни в 5 верстах на юго-запад, Николаевская в селе Полошкове Козельского уезда в 7 верстах на юг.

Храм был закрыт в 1922 году. В 1941 году церковь была взорвана советскими войсками.

С июня 1996 года идут работы по восстановлению храма, вернее, по постройке нового семикупольного деревянного здания на старом фундаменте.

Первым исполняющим обязанности настоятеля был назначен протоиерей Леонтий Никифоров из Преображенской церкви села Нижние Прыски.

 
 
 
 
 
 
 

 

 
© "Линия Билибина"