КОЗЕЛЬСКИЙ КАМЕННЫЙ КРЕСТ

 

Происхождение и древняя история.

     Каменный Козельский Крест является древнейшей святыней Козельска. Его происхождение восходит к дохристианской эпохе вятичей, пришедших в Козельский край в V веке по Р.Х. Вятичи поклонялись балто-славянским богам-идолам и именно таким идолом и был прежде этот камень, изображавший, по всей видимости, богиню –  покровительницу женщин. Об этом свидетельствуют антропоморфные формы камня, напоминающие женскую фигуру (бабу), поднявшую вверх в молитвенном или благословляющем жесте руки. Однако, с принятием христианства, вятичи переделали камень в Крест: стёсано лицо бабы, камень приобрёл более обобщённые формы, напоминающие крест. По преданию, в таком, уже христианском виде, козельский каменный Крест был установлен на братской могиле козельчан, погибших при Батыевом нашествии.
То, что наши предки установили на этом святом месте свою главную святыню, свидетельствует о многом: во-первых, каменный Крест был для них символом их веры Христу и отречения от язычества, и именно он достоин был стоять на могиле христианских мучеников, убитых язычником Батыем.
Во-вторых, разрушенный и сожжённый дотла город вряд ли сохранил какие-либо церковные святыни (учитывая то, что храмы Козельска были деревянными). Но неповреждённый огнями пожарищ каменный Крест в глазах козельчан символизировал несгибаемый дух Козельска. Более того, каменная «вечность» Креста – давала козельчанам надежду на увековечивание их подвига в памяти народной.
Всё это полностью соответствует дошедшим для нас летописным свидетельствам о том, с какими чувствами и с какою верою козельчане совершали свой подвиг!

   "Козляне же свет сотвориша не вдатися Батыю. Рекше яко аще князь наш млад естью Но положим живот свой за нь и сде славу сего света приимше и там небесныя венцы от Хроиста Бога приимем" (Ипатьевская летопись)

  Козельский крест

XX век, Советская эпоха.

   Судьба  Козельского Креста не вполне прослеживается историками. Однако, в XX веке (в пятидесятые годы) одним из видных козельских краеведов и основателей Козельского краеведческого музея  Василием Николаевичем Сорокиным  (1925-1981) Крест был заново обретён и установлен на Мемориальной площади Козельска. Сохранился рисунок Сорокина, изображающий памятник защитникам Козельска в виде каменного Креста, установленного на постаменте с памятными табличками.
   По каким причинам Крест был демонтирован и передан музею – в настоящий момент установить сложно. Однако можно предполагать, что после смерти Сорокина Крест, лишившись в его лице своего защитника и почитателя, был убран «с глаз долой» по указанию атеистических властей. Многое говорит в пользу этой версии: Сорокин, имевший значительный вес и связи в историческом мире, не только установил в центре Козельска памятный Крест и основал Краеведческий музей,  но благодаря его трудам был сохранён в относительной целостности архитектурный ансамбль Оптиной и начаты работы по восстановлению оптинского  некрополя. Сорокин дружил с такими известными в СССР писателями и историками как Чивилихин, Солоухин, Десятников, Барановский, был активным членом ВООПИиК, в руководство которого тогда входили виднейшие деятели культуры и науки РСФСР. Однако вряд ли Сорокин был другом калужского уполномоченного по делам религии, добившегося, что Калужская область занимала первое место по атеистической работе.

 

   После смерти В.Н. Сорокина Крест оказался в запасниках музея (тогда располагавшегося в Свято-Духовском храме Козельска). В 1988 в год 750-летия козельской обороны на месте Креста был установлен памятный обелиск, на котором были написаны лишь цифры – 1238.

Так выглядел Козельский Крест в палисаднике Краведческого музея в сенредине 90-х.

Современное положение дел.

  После передачи музею небольшого домика рядом с Духовским храмом (Кузнечная ул. д. 2) Крест был установлен в палисаднике музея на невзрачном бетонном основании с табличкой (которую скоро украли).
  Таким образом Козельск был лишён своей исторической святыни, наряду с гербом ставшим общеизвестным символом города, а музей приобрёл ещё один экспонат. В 2006 году, когда музей получил новое здание (Дом Цыплакова), Крест был вновь демонтирован и брошен в сарай старого здания музея.
  Чтобы как-то оправдать присвоение Креста музеем, а также свою теорию, отрицающую историческую аутентичность Козельска, некоторые сотрудники Калужского краеведческого музея предприняли попытки переименовать Козельский Крест в козельского идола. Их последний тезис таков: «В настоящее время козельский каменный идол является уникальным и единственным славянским изваянием подобного рода на территории всего верхнеокского региона. Научная ценность данного скульптурного изображения определяет меры его хранения как уникального для истории славянства Восточной Европы музейного экспоната международного значения.»

  Так, благодаря учёным-атеистам Калуги, Крест вновь был «превращён» в языческую бабу, да ещё Восточно-Европейского значения. Правда эта «высокая оценка» не вызволила поруганную святыню из сарайного плена.

  В 2007 году Козельское общество русских литераторов выступило с инициативой добиваться присвоения Козельску звания Города воинской славы России в связи с 770-летием героической обороны города. Эта инициатива была поддержана как властями города, так и Губернатором Калужской области. Но Козельску-Герою нужен и достойный памятник. Было предложено восстановить на прежнем месте Козельский Крест! Однако против этого выступили некоторые калужские археологи, категорически отказавшись выдать дорогую их сердцу «бабу». Дабы не возбуждать страсти, администрация Козельска приняла решение соорудить памятник в виде копии Козельского Креста с табличками на постаменте по примеру памятника Сорокина.

Предполагаемые тексты табличек на будущем памятнике

1. Фасад памятника
Вечная память благоверному князю ВАСИЛИЮ Козельскому, дружине его и всем гражданам Козельска жизнь свою положившим за князя и веру, защищая Козельск от безбожного Батыя в 1238 году от Рождества Христова.

2. Левая табличка на постаменте.
А Батый же прииде к городу Козельску. Будущу в нем князю младу именем Василю. Уведевше же окаяннии яко ум крепкодушевен людие имут в городе.Словы лестными невозможно есть прияти града. Козляне ж съвет сотвориша не вдатися Батыеви, рекше себе, аще князь наш млад есть, но положих живот свой за нь и зде славу сего света приемше и таом небесныя венцы от Христа Бога приимше (Лаврентьевская летопись).

3.Задняя табличка
Копия Козельского креста (1:1.3), который по древнему преданию был установлен на братской могиле павших козельчан.

4. Правая табличка.
«Во время нахождения Батыя на Россию, сей град, быв уделом малолетнего князя Василия Титыча, был осажден татарскими войсками, и хотя малолетство князя являлось бы долженствовать ослабить его жителей, но верность их к Государю перевозмогла в них все другия чувствия, они разсудили сделать вылазку и обще съ князем своим малолетним погибнуть или спастися. Сие ими исполнено было, но от превосходящего числа татар были все побиты и с князем их, которому самою своею смертию засвидетельствовали свою верность. В напоминание сего приключения герб им полагается, в червленом поле, знаменующем кровопролитие, накрест расположенные пять серебреных щитов с черными крестами, изъявляющими храбрость их защищения и несчастную судьбину, и четыре златые креста, показующие их верность».
(из Указа Государыни Императрицы Екатерины II Великой. 1777г.)


Проект памятника.

   Жители города верят, что Господь вернёт Козельску Святой Козельский Крест,  а пока -  пусть стоит его копия. Но Крест должен быть обязательно, и перед ним ежегодно должна совершаться панихида по благоверному князю Василию, дружине его и всем гражданам Козельска, за веру и отечество душу свою положившим. В этом юбилейном году по благословению Его Высокопреосвященства Климента митрополита Калужского и Боровского на Радоницу впервые за многие десятилетия такая панихида была совершена.


Справка о каменных крестах

Крестообразные славянские идолы скорее исключение, нежели правило.

Один из самых известных каменных идолов был обнаружен в реке Збруч (левый приток Днестра) в 1848г., и датируется X - XI вв. Предположительное место его первоначального расположения — на городище-«святилище» Богит (У г. Гусятин, Тернопольская обл.). Тем более, что большая часть находок на мысу, где располагалось святилище, интерпретируется археологами как остатки человеческих жертвоприношений идолам.

Четырехгранный столб из серого известняка, высотой 2,67 м, увенчан изображением четырехликого и четырехтелого «божества» под одной шапкой, придающей Идолу в целом фаллическую форму. На одной стороне женский персонаж (с подчеркнутой грудью) держит в руке кольцо (браслет), на другой — питьевой рог, на третьей — мужской персонаж с саблей у пояса (оружие, не характерное для древних славян) и изображение коня, на четвертой — антропоморфный персонаж, лишенный специальных атрибутов. Средний фриз изображает хоровод из двух женских и двух мужских фигур, держащихся за руки; нижний фриз несет изображения трех фигур, поддерживающих руками верхние ярусы; свободная от изображений сторона нижнего фриза интерпретируется как часть, к которой примыкал жертвенник.

Аналогии Збручскому идолу известны в малой скульптуре почти всех славянских регионов: четырехгранный деревянный стержень с четырьмя ликами (конец IX в.) был также обнаружен в Волине (Поморье, Польша), роговое острие, увенчанное четырьмя головками, — в Преславе (Болгария) и др.

Характерный признак высших богов языческого пантеона — многоглавость – позволяет сопоставить Збручский идол и его аналоги с балтийско-славянским четырехглавым Свентовитом; фаллическая форма характерна для Идолов — воплощений связи между землей и небом; четыре лика связаны с четырьмя сторонами света, три фриза Збручского идола — с членением вселенной на небо, землю и преисподнюю.

Можно говорить о том, что Збручский идол способен охарактеризовать весь славянский пантеон: четыре божества верхнего фриза включают мужские, женские персонажи (ср. Перуна и Мокошь, окаймляющих список богов Владимирова пантеона, специальную связь Мокоши с влагой и питьевой рог в руке женской ипостаси); один из персонажей — конник с саблей: ср. предположения о «степном» — иранском происхождении Хорса и Семаргла, включенных в пантеон Владимира. Соответственно хоровод среднего фриза относится к земному миру, внизу изображены хтонические существа преисподней.

Другая серия изображений, сопоставляемых с богами, — трехголовые Идолы : каменная скульптура из Вакан (Хорватия, датировка неясна), сохранившая два лика (третий сколот), сходная скульптура из Глейберга (Дания, датировка не ясна), круглый деревянный стержень с тремя бородатыми ликами, увенчанный фаллической шапкой, — в Свендборге (Дания, X в., — датские находки приписываются балтийским славянам) и ряд других предметов мелкой пластики с мотивом треглавого существа (Балтийский регион, Поморье) увязываются с культом Триглава.

Находки монументальной деревянной (дуб) скульптуры на поселении XI-XII вв. Фишеринзель (оз. Толленсе, Ной-Бранденбург, Германия) отчасти могут характеризовать западнославянский (лужицкий) пантеон: двуглавое божество (высота 1,78 м) с изображением глаз (?) на груди соотносится с близнечными персонажами славянского фольклора, представлениями о сдвоенности и т.п. (ср с Близнецы, Глаза); другая скульптура (1,57 м) — женская, без характерных символических атрибутов. Антропоморфные конструкции использовались по сооружении открытого раскопками святилища в Грос Радене (IX в., Мекленбург, Германия), в частности в качестве двух главных опор кровли.

Далеки от ясности функции малой антропоморфной скульптуры: помимо многоглавых изображений, известны деревянные жезлы с навершиями в виде мужских голов (раскопки в Новгороде, X-XIV вв.), соотносимые иногда с домовыми (без достаточных оснований) или включаемые в более широкую категорию культовых жезлов.

Об идолах с языческой точки зрения http://www.swarog.ru/i/idol8.php

 

Сперанский Н.Н.
Два каменных изваяния

Господин Лаймутис попросил меня сравнить и проанализировать два каменных идола, один из которых найден в Литве, (не знаю точно где), а другой в Белоруссии, у дороги между селами Долгиново и Жары Вилейского района.
Предлагаемый анализ состоит в попытке обратиться к архетипам моего сознания и, с помощью них, а так же с помощью известных этнографических данных, понять смысл и назначение этих изваяний.
Идол в Белоруссии являет собой женщину с крестообразно расставленными руками. У ее ног стоит ребенок, руки которого так же расставлены. Сзади, на теле женщины, три контурных рисунка - идеограммы полей, или солярные знаки.
Надо думать, что крестообразное положение рук и ребенок спасли, в свое время, идол от уничтожения, хотя христианский крест в фигуре идола не читается. Во-первых, видно, что фигура имеет плечи. Во-вторых, христиане, расширяли концы каменных крестов и подчеркивали их прямоугольную форму именно для того чтобы отдалить их сходство с человеческой фигурой. Здесь концы закруглены, тело имеет груди и прямоугольное углубление - место для жертвенного дара. Безусловно, здесь мы имеем дело с идолом женской богини.

Источник :http://velimir.ru/txt/t27.html


Таким образом, можно констатировать, что именно крестообразность козельского идола подтолкнула наших предков переделать его в Крест, как символ своего обращения в христианство (ком.- С. Тесмин).


Каменные Кресты (в том числе и переделанные из идолов) широко распространены у народов балто-славянской культуры и вовсе не являются столь уникальными, как это заявляют калужские археологи. То, что один из таких Крестов есть в Козельске, лишь ещё раз напоминает, что Козельская земля входит в ареал распространения балто-славянской культуры.

Ресурсы Интрернета, описывающие каменные кресты:

Каменные Кресты Ленинградской области
Каменные Кресты Белоруссии
Каменные Кресты Германии -- и ещё

Следует отметить, что некоторые каменные кресты, переделанные из идолов, имеют насечку или рисунок - Крест той или иной формы - чтобы подчеркнуть, что это уже не идол, но Крест. Некоторые - такого рисунка не имеют.

По предложению благочинного Козельска протоиерея Валерия Даниличева, имеет смысл  сделать на копии Козельского Креста изображение христианского Креста, чтобы в дальнейшем исключить возможность спекуляций сто стороны крестоборцев. В качестве такового изображения предлагается изображение т.н. Греческого креста.

 

ВЫВОДЫ

Козельский каменный Крест является древнейшим свидетельством христианизации козельских вятичей, вятичской козельской святыней. По своей древности он является так же древнейшей святыней Калужской епархии и достоин церковного почитания. Крест стал экспонатом Козельского краеведческого музея в годы гонений на Церковь и активной антицерковной пропаганды. Несомненно, в те годы это спасло святыню от разрушения и надругательства. Основная заслуга в этом принадлежит первому директору музея В.Н. Сорокину, которому принадлежит также заслуга спасения ансамбля Оптиной пустыни. Будучи православным, Сорокин почитал Козельский Крест как святыню и, зная, что он являлся надгробным крестом на братской могиле героев-козельчан, желал видеть его в качестве памятника нашим героическим предкам.

После смерти Сорокина по требованию атеистических властей музей вынужден был перенести Крест на свою территорию (в палисадник дома на Кузнечной). В настоящее время сотрудники музея (в Калуге) активно проповедуют идею, что Козельский Крест – не Крест, а идол. Этим они надеются сохранить Крест как экспонат музея, лишить его сакрального значения, лишить Калужскую епархию святыни, по праву принадлежащей всему православному народу.

С. Тесмин

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Каталог Православное Христианство.Ру

© "Линия Билибина"